Банковские комиссии исключат из тарифов ЖКХ в 2020 году
Правительство Российской Федерации 05 сентября 2019 года приняло постановление, которое устанавливает запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.
Введение такого запрета в первую очередь исключит неоправданные преимущества для отдельных платежных организаций и создаст условия для развития ценовой конкуренции на рынке платежных услуг.
В настоящее время в состав обоснованных расходов регулируемых организаций при расчете некоторых тарифов на коммунальные услуги могут включаться расходы на оплату перевода платы за коммунальные услуги потребителями.
При этом, включая такие расходы в состав финансовых потребностей, поставщики коммунальных ресурсов и управляющие организации заключают договоры с платежными организациями (кредитными организациями, организациями федеральной почтовой связи и платежными агентами). Согласно таким договорам платежные услуги оплачиваются за счет самих поставщиков и управляющих организаций.
Эти договоры, как правило, заключаются с ограниченным числом платежных организаций и содержат условие о невзимании платы за внесение платежей с плательщиков (потребителей коммунальных услуг). Соответственно, потребители коммунальных услуг обращаются в эти платежные организации, поскольку в них отсутствует необходимость оплаты комиссии за внесение платежей за коммунальные услуги.
Вместе с тем обязанности заключать такие договоры законодательство не предусматривает.
Эти условия формируют ситуацию, когда потребители коммунальных услуг вынуждены обращаться в ту платежную организацию, с которой у поставщика коммунальных ресурсов заключено соглашение (в целях экономии средств), что вызывает искусственное перераспределение спроса потребителей, негативно влияющее на конкуренцию.
Известны случаи, когда ресурсоснабжающие организации (РСО), договариваясь с ограниченным кругом, например, банков, включали в тариф расходы на перевод платы граждан за коммунальные услуги по непрозрачным и завышенным ценам.
Так, ФАС России выявляла и пресекала нарушения, когда в составе тарифа была заложена комиссия платежных организаций в размере до 7% от суммы переводов. Обоснования этой цены при этом представлено не было.
При таких обстоятельствах граждане могли оплачивать без комиссии услуги ЖКХ только в тех банках, с которыми у РСО были заключены соглашения. В тех случаях, когда граждане оплачивали ЖКХ в других банках, они платили комиссию дважды: в самом банке, с которым не заключено никаких соглашений, и в составе тарифа.
Переходный период для вступления в силу постановления предусмотрен для создания регулируемыми организациями инфраструктуры, обеспечивающей внесение платы за коммунальные услуги без дополнительной комиссии, а также переформатирования рынка платежных услуг в сферах деятельности регулируемых организаций.
Постановление вступит в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования.