Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Уважаемые участники алкогольного рынка! Публикуем для вас ответы на актуальные вопросы лицензиатов!

Уважаемые участники алкогольного рынка! Публикуем для вас ответы на актуальные  вопросы лицензиатов!

1. Очень часто лицензиаты указывают на отсутствие вины юридического лица во вмененном ему правонарушении, полагая, что Обществом предприняты все возможные меры для недопущения совершения правонарушения. Однако, работник Общества в силу своей недобросовестности допустил нарушение, а административный орган проигнорировал сведения о лице (продавце), фактически совершившим реализацию алкогольной продукции в день запрета.

Согласно положениям статьи 402 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что виновные действия работников организации рассматриваются как действия организации.

Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем.

Вина юридического лица определяется через вину его работника. Если работник (продавец) действовал от имени юридического лица, осуществляя свои трудовые обязанности, следовательно, ответственность за соблюдение законодательства, в том числе при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в помещении, принадлежащем юридическому лицу несет юридическое лицо.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 декабря 2000 года № 244-О, вина проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени юридического лица и допустивших правонарушение. Обязанность соблюдения требований Федерального закона № 171-ФЗ возлагается на лицо, осуществляющее реализацию алкогольной продукции, в данном случае таким лицом является Общество, имеющее лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.

Выступающее в статусе работодателя и нанимателя юридическое лицо несет ответственность за действия (бездействие) всех своих работников и должностных лиц, при исполнении ими своих обязанностей. Общество, являясь участником правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции, знало об установленном законодательством запрете розничной продажи алкогольной продукции, следовательно, должно было проявить меры повышенного контроля к своим работникам.

Ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, наличие его вины в совершении правонарушения не освобождает само юридическое лицо от административной ответственности (часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ). При этом законодатель не предусмотрел порядок и основание для альтернативного привлечения к административной ответственности юридического лица или должностных лиц.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Таким образом, лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями (продавцы, кассиры), не могут быть привлечены к административной ответственности как граждане.

Вступая в правоотношения, регламентированные законодательством о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции, хозяйствующие субъекты должны в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от них в целях надлежащего исполнения требований закона. Предполагается, что лицензиат, не способный обеспечить соблюдение правил продажи алкогольной продукции (лицензионных требований), не должен осуществлять деятельность в данной сфере.

Кроме того, не обеспечив неукоснительное соблюдение требований законодательства об обороте алкогольной продукции, организации должны предвидеть неблагоприятные последствия, в том числе связанные с административным преследованием виновных лиц, независимо от их правового статуса.

2. Вопрос об объединении административных дел при рассмотрении должностным лицом по существу фактов розничной продажи алкогольной продукции в день запрета в разных обособленных подразделениях лицензиата.

В силу части 1 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Таким образом, совершение самостоятельных административных правонарушений, отличающихся друг от друга по месту и времени совершения события, предусматривает вынесение отдельных постановлений по каждому обособленному подразделению.

Данная позиция полностью согласуется со сложившейся судебной практикой (дело № А78-15823/2018, № А78-13178/2018, № А78-13435/2018).

При этом Четвертый арбитражный апелляционный суд неоднократно подчеркивал в своих решениях, что Служба вправе привлечь к административной ответственности нарушителей отдельно за каждую реализованную бутылку, а также наказание в виде административного штрафа не в минимальном размере, установленном санкцией части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации 100 000 рублей, а в случае повторного привлечения до 300 000 рублей (дело № А78-1397/2019, № А78-1398/2019, № А78-8475/2019).

Служба, в рамках проводимой политики снижения административного давления на бизнес, по возможности применяет минимальный размер административного штрафа при рассмотрении административных дел, а для впервые совершивших правонарушение применяет меру административного наказания в виде предупреждения.

Документ для скачивания

Email-рассылка

Подпишись на получение новостей

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

05.12.2019 Законопроект о совершенствовании порядка вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики принят в первом чтении
04.12.2019 Начата процедура рассмотрения вопроса об установлении цен на дрова на территории Забайкальского края
03.12.2019 ​Приостановлены лицензии!
02.12.2019 Минсоц Забайкальского края объявило сбор финансовых средств для оказания материальной помощи пострадавшим и семьям погибших в результате ДТП в Сретенском районе
29.11.2019 Уважаемые участники алкогольного рынка! Публикуем для вас ответы на актуальные вопросы лицензиатов!
28.11.2019 В РСТ Забайкальского края продолжаются расчеты тарифа на вывоз ТКО
28.11.2019 В ФАС России обсудили подходы к формированию фонда оплаты труда в тарифном регулировании
28.11.2019 Информация о проведении общероссийского дня приема граждан в День Конституции Российской Федерации 12 декабря 2019 года

Региональная служба по тарифам
и ценообразованию
Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: