Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
27.02.2013, 14:21

В газете "Забайкальский рабочий" опубликован ответ РСТ Забайкальского края на обращение гражданина М.М.Шапиро о размере платы граждан за коммунальные услуги по водоснабжению на общедомовые нужды, поступившее в редакцию газеты

Ответ РСТ Забайкальского края на обращение гражданина М.М.Шапиро о размере платы граждан за коммунальные услуги по водоснабжению на общедомовые нужды, поступившее в редакцию газеты "Забайкальский рабочий" (№34 (26252) от 26 февраля 2013 года , статья «Новогодний «подарок»):

1.       При определении размера платы граждан за коммунальные услуги необходимо различать два понятия: тариф на услугу и размер платы за услугу. Первое понятие обозначает систему ценовых ставок, по которой осуществляется расчёт за потреблённый коммунальный ресурс. Единицей измерения тарифа являются рубли за единицу ресурса, например, руб./Гкал, руб./м3. При этом тариф устанавливается единым по группам потребителей и не дифференцируется в зависимости от уровня благоустройства.

Второй показатель – размер платы за услугу – определяется путём умножения тарифа на объём потребления, определённый по показаниям прибора учёта, или на норматив потребления. Данная норма закреплена в статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом определение объёма потребления по нормативам используется в случае отсутствия прибора учёта.

Вступившие в полную силу с 01 сентября 2012 года Правила оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года (далее – Правила), в качестве основного новшества предусмотрели разделение ранее действовавшего норматива потребления коммунальных услуг на две составляющие: на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.

Для того, чтобы новые Правила могли применяться, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации должны были изменить нормативы потребления коммунальных услуг, рассчитав их с учётом норм действующего законодательства, а также разделив нормативы на две составляющие: норматив на индивидуальное потребление коммунальных услуг в жилых помещениях и норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Именно это разделение и произвела РСТ Забайкальского края, приняв приказы № 207 и № 221, в которых соответственно установлены нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, водоснабжения и водоотведения при отсутствии приборов учёта. Первый приказ, вводивший новые нормативы потребления электрической энергии вступил в силу с 01 сентября 2012 года, второй, вводивший нормативы потребления услуг холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, - с 01 января 2013 года.

Следует помнить, что норматив – это величина коммунального ресурса, которая отражает то, сколько коммунального ресурса используется одним человеком или на единицу площади в месяц. Данная величина рассчитывается с использованием нормативных документов и характеризует некое усреднённое количество потреблённого ресурса.

Необходимо отметить, что действовавшие на территории муниципальных образований нормативы зачастую устанавливались органами местного самоуправления без должного обоснования, расчёта всех необходимых показателей, исходя из политической конъюнктуры. Во время анализа и пересчёта нормативов на услуги водоснабжения и водоотведения РСТ Забайкальского края столкнулась с тем, что на территории одного района нормативы в разных поселениях при одном уровне благоустройства могли отличаться в разы.

Расчёт нормативов как на индивидуальное потребление, так и на расход коммунальных ресурсов в местах общего пользования, был произведён службой в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

В соответствии с формулой, приведённой в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, для норматива потребления услуг холодного и горячего водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды, данный норматив неразрывно связан с нормативом на индивидуальное потребление, зависит от этажности и количества проживающих человек. В данный норматив включается фиксированная величина 0,0903 м3 на одного человека в месяц на общедомовые нужды. Кроме того, норматив потребления воды в местах общего пользования учитывает и нормативные технологические потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных сетях. Поэтому РСТ Забайкальского края при утверждении  нормативов на общедомовые нужды только перевела количество воды из показателя на одного человека в показатель на 1 м2 с использованием средних данных по Забайкальскому краю о количестве проживающих граждан и площади мест общего пользования в многоквартирных домах.

Нормативы потребления горячей и холодной воды на общедомовые нужды кроме нормативных технологических потерь данного коммунального ресурса включают в себя расходы воды на выполнение влажной уборки лестничных площадок и маршей, кабин лифтов, мытье окон, протирку элементов лестничных клеток, а также расходы воды направленные на промывку тепловых сетей и проведение гидравлических испытаний системы отопления и водопровода холодной воды. Расходы коммунального ресурса, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, в норматив не включаются.

Стоит отметить, что доля расхода воды, направленная на общедомовые нужды, из состава норматива на индивидуальное потребление горячей и холодной воды в жилых помещениях исключена, т.е. нормативы на индивидуальное потребление указанных коммунальных услуг в жилом помещении были с 01 января 2013 года снижены.

Хочется обратить внимание всех потребителей коммунальных услуг, что установленные нормативы используются только при отсутствии приборов учета. В связи с этим Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края напоминает потребителям коммунальных услуг о необходимости исполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и настоятельно рекомендует установить приборы учета (индивидуальные и общедомовые) коммунальных ресурсов.

2.                Отсутствие доступа к коммунальным ресурсам, расходуемым в местах общего пользования, действительно является проблемным вопросом, и зачастую забор воды осуществляется обслуживающим персоналом (уборщиками лестничных клеток) непосредственно в квартире. Вместе с тем, законодатель, вводя понятие норматива на общедомовые нужды, подразумевал, что такая практика будет исключена. Именно поэтому РСТ Забайкальского края уже неоднократно направляла в адрес уполномоченных министерств и ведомств федерального уровня предложения о нормативном закреплении обязанности управляющих компаний до взимания платы за расход воды на общедомовые нужды обеспечить доступ заинтересованных лиц к водоразборным устройствам.

В случае, если забор воды на общедомовые нужды осуществляется из квартиры собственника, имеющего прибор учёта, Министерство регионального развития Российской Федерации, являющееся разработчиком новых Правил, рекомендует осуществлять следующий порядок действий. В этом случае объем воды, подлежащий оплате собственником, подлежит уменьшению на объем воды, отбираемый из его квартиры на общедомовые нужды. Измерения соответствующих объемов фиксируются путем оформления любого документа, разработанного исполнителем коммунальных услуг, подписываемого собственником и лицом, осуществляющим такой отбор воды (например, ведомость учета показаний индивидуального прибора учета при отборе воды на общедомовые нужды, акт отбора воды на общедомовые нужды и т.п.). При этом такой объем воды, измеренный индивидуальным прибором учета на общедомовые нужды, не принимается в расчет платы за места общего пользования. Плата за общедомовые нужды определяется в порядке, установленном Правилами: или исходя из показаний общедомового прибора учета, или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг водоснабжения на общедомовые нужды. Во всех случаях определения платы за общедомовые нужды, собственнику квартиры, в которой отбирается такая вода, выставляется к оплате объем воды, определенный по показаниям индивидуальных приборов учета за вычетом объема воды, измеренного для отбора на общедомовые нужды.

Что касается оплаты водоотведения в местах общего пользования, то согласно разъяснениям Министерства регионального развития российской Федерации, при определении платы за коммунальную услугу водоотведения в местах общего пользования вне зависимости от того, какой объем воды потребляется и на какие цели, а также от использования или не использования воды вообще на общедомовые нужды, объем водоотведения на общедомовые нужды при отсутствии общедомовых приборов учета стоков определяется по нормативам потребления услуг водоотведения на общедомовые нужды.

3.                По вопросу введения платы за текущий ремонт и содержание внутридомового инженерного оборудования электроснабжения необходимо сказать следующее.

Внутридомовые электрические сети, впрочем, как и остальные инженерные сети и сооружения многоквартирного жилого дома, в соответствии с Жилищным кодексом являются общедолевой собственностью собственников многоквартирного жилого дома. Соответственно собственники многоквартирного жилого дома должны нести бремя содержания общедолевой собственности.

В городе Чите практически все квартиры муниципальных жилых домов приватизированы. Однако общедолевая собственность (внутридомовые электрические сети) собственников муниципальных многоквартирных жилых домов на протяжении ряда лет находилась в доверительном управлении филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго». Так как это противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» заявил о прекращении с 01 января 2013 года договора доверительного управления в части обслуживания внутридомовых электрических сетей муниципальных многоквартирных жилых домов города Читы.

В связи с прекращением обслуживания внутридомовых электрических сетей муниципальных многоквартирных жилых домов города Читы РСТ Забайкальского края исключила из необходимой валовой выручки филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2013 год затраты на сумму 33 225,27 тыс. рублей. Однако в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в размер необходимой валовой выручки филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2013 год были дополнительно включены затраты по ряду других статей (амортизация, выпадающие доходы сетевой организации, связанные с «льготным» технологическим присоединением энергопринимающих устройств к электрическим сетям, выпадающие доходы прошлых лет и другие).

В результате необходимая валовая выручка филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2013 год не уменьшилась, а увеличилась по сравнению с 2012 годом. Несмотря на это Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края сохранила для населения в первой половине 2013 года тарифы, действующие в 2012 году. Рост тарифов для населения произойдет с 01 июля 2013 года в рамках предельных уровней тарифов, установленных Федеральной службой по тарифам для населения Забайкальского края.

4.                Что касается вопроса расхода тепла на общедомовые нужды, то норматив на горячую воду, установленный приказом РСТ Забайкальского края от 31 августа 2012 года № 221, и введённый с 01 января 2013 года, никоим образом не затрагивает отопление мест общего пользования. Вместе с тем, согласно новым Правилам такой норматив, учитывающий расход тепловой энергии на отопление мест общего пользования, действительно должен быть установлен.

Однако РСТ Забайкальского края, проведя анализ утверждённых органами местного самоуправления нормативов на отопление, установила, что даже при изменении норматива на потребление внутри квартиры рост платы граждан за отопление может достичь 200 % без учёта платы за отопление мест общего пользования. Именно поэтому служба воспользовалась правом, предоставленным Правительством Российской Федерации в постановлении от 27 августа 2012 года № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», и сохранила порядок расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению, существующий в настоящее время.

5.                О качестве жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых как ресурсоснабжающими организациями, так и управляющими компаниями, можно говорить долго, однако необходимости регулировать вопрос нормативными актами РСТ Забайкальского края или Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» нет. Прежде всего это связано с тем, что тариф рассчитывается исходя из нормативных параметров качества услуг и беспрерывности (или нормативной периодичности) предоставления таких услуг.

В случае, если же услуга оказывается некачественно и (или) с перерывами превышающими нормативные сроки, то в действие вступают постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие весь порядок проведения перерасчёта за некачественно оказанные услуги, начиная от подачи заявления и его регистрации и заканчивая результатом – снижением платежа за ресурс.

Так, в случае если некачественно или не в полном объёме оказываются коммунальные услуги (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение), потребители должны руководствоваться разделами IX и Х уже упомянутого выше постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В случае если некачественно оказываются жилищные услуги (текущее содержание и ремонт жилищного фонда, вывоз твёрдых бытовых отходов), то граждане вправе воспользоваться Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

 

В дополнение в вышеизложенной информации РСТ Забайкальского края сообщает, что Министерством регионального развития Российской Федерации в связи с участившимися обращениями граждан по вопросу применения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, разработаны ответы на типичные, наиболее часто встречающиеся вопросы. Ознакомиться с данными ответами можно на официальном сайте Министерства регионального развития Российской Федерации в разделе «Форум».

Стоит также отметить, что в настоящее время по поручению Президента Российской Федерации готовятся изменения в вышеприведеные Правила, которые должны устранить недостатки, вызывающие обоснованные нарекания граждан.

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: