Изменение платы граждан за коммунальные услуги с 01 июля 2015 года строго ограничено и находится на постоянном контроле.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 28 ноября 2014 года № 74 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Забайкальского края на 2015 - 2018 годы» (ссылка на документ) с 01 июля 2015 года прирост размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям строго ограничен утвержденными максимальными значениями.
На большей территории Забайкальского края прирост размера платы граждан за коммунальные услуги сложится на уровне 8,7 %, что значительно ниже уровня фактической инфляции за 2014 год.
При этом в соответствии с нормой действующего законодательства, представительными органами (советом депутатов, Думами городских округов, советами сельских поселений) 35 муниципальных образований Забайкальского края в целях устранения имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов на коммунальные услуги, а именно поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования и доведения уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100% от экономически обоснованных тарифов, а также реализации программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг, было принято решение об утверждении предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на уровне, превышающем индекс по субъекту Российской Федерации (перечень МО с превышением индекса по краю).
При этом в первом полугодии 2015 года повышения размера платы граждан за коммунальные услуги не было. Тарифы были установлены на уровне декабря 2014 года.
Таким образом, вне зависимости от изменения стоимости какой-либо отдельной коммунальной услуги, гражданин защищен установленным губернатором региона предельным максимальным индексом роста совокупной платы за коммунальные услуги по каждому городу и муниципальному образованию. Т.е. рост стоимости коммунальных услуг при том же объеме их потребления в квитанциях об оплате с июля 2015 года не должен быть выше установленного предельного индекса по сравнению с декабрем 2014 года.
Для этого нужно сложить стоимость коммунальных услуг из платежки (вода, газ, тепло, электричество) отдельно за декабрь 2014 года и за июль 2015 года, поделить получившуюся сумму за июль на аналогичный показатель за декабрь (при сопоставимых объемах потребления) и умножить на 100, чтобы получить изменение стоимости в процентах. Затем сравнить с установленным предельным индексом по Вашему городу или муниципальному образованию.
На сайте РСТ Забайкальского края размещен информационный инструмент (калькулятор), с помощью которого можно произвести примерный расчет платы за коммунальные услуги (Онлайн проверка платы за коммунальные услуги).
Решения РСТ Забайкальского края по утверждению конкретных тарифов на коммунальные услуги (электроснабжение, газоснабжение, отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение) опубликованы по ссылке – Приказы и решения.
Все тарифы утверждены в рамках предельных уровней, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам в соответствии с параметрами, одобренными Правительством РФ в прогнозе социально-экономического развития страны.
Пример расчета изменения размера платы за коммунальные услуги:
В структуру платежного документа помимо коммунальных услуг, которые регулируются государством, входят также жилищные услуги (например, содержание и ремонт жилого помещения, домофон, охрана и т.п.), стоимость которых не регулируется государством. Она определяется самими собственниками жилых помещений при выборе способа управления многоквартирным домом (непосредственный способ управления, ТСЖ, ЖКС, либо с привлечением управляющих компаний) и фиксируется в договоре.
Размер платы за жилищные услуги следует уточнять в своей Управляющей компании либо в договоре управления домом.
Если при одинаковом наборе коммунальных услуг и сопоставимых объёмах потребления рост платежа превысит установленный администрацией региона для конкретного муниципального образования максимальный индекс, необходимо обратиться в свою управляющую компанию либо ТСЖ за разъяснениями.
Контроль за правильностью начисления платы граждан за коммунальные услуги осуществляет Государственная жилищная инспекция Забайкальского края (официальный сайт ГЖИ).
Коммунальные услуги как жизненно важные должны быть доступны для всех. Поэтому наряду с государственным регулированием тарифов, ограничением платы граждан за коммунальные услуги и контролем за величиной затрат коммунальных предприятий реализуются меры социальной адресной поддержки нуждающихся граждан и семей.
Вне зависимости от величины изменения платежа за коммунальные услуги, при наличии законодательно установленных оснований можно обращаться в органы социальной защиты по месту жительства за начислением адресных социальных субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Так, если доля расходов на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека превышают региональные стандарты, установленные приказом Министерства территориального развития Забайкальского края от 02 июня 2014 года № 42 «О региональном стандарте максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» (ссылка на документ), то такая семья или одиноко проживающий человек имеет право на субсидию, которую можно оформить в местных органах соцзащиты.
Все принятые решения направлены на защиту граждан от резкого роста стоимости коммунальных услуг.