Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края 20 декабря завершила тарифную кампанию 2014 года.
Процесс формирования тарифов начинается с формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии, задачами которого является удовлетворение спроса потребителей электрической энергии и мощности, обеспечение надежного энергоснабжения потребителей, минимизация затрат на производство и поставку электрической энергии (мощности); и сопровождается подачей тарифных заявок регулируемыми организациями, по результатам рассмотрения которых устанавливаются тарифы для всех групп потребителей.
Тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, на 2014 год установлены с календарной разбивкой. В первой половине 2014 года для городского и сельского населения действуют тарифы, установленные с 01 июля 2013 года.
С 01 июля 2014 года тарифы для городского населения установлены в размере: в пределах социальной нормы потребления 65 кВтч на человека в месяц - 2,38 руб./кВтч, сверх социальной нормы – 3,94 руб./кВтч. Для сельского населения тарифы установлены в размере: в пределах социальной нормы потребления 65 кВтч на человека в месяц – 1,66 руб./кВтч, сверх социальной нормы – 2,75 руб./кВтч.
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) принята согласно постановлению Законодательного Собрания Забайкальского края от 11 февраля 2009 года № 35 «О потребительской корзине в Забайкальском крае» в размере 65 кВтч на одного человека в месяц. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614 пересмотр социальной нормы на территории Забайкальского края будет осуществлен с 1 марта 2014 года, а применение пересмотренной социальной нормы будет осуществляться с 1 июля 2014 года.
Стоит отметить, что увеличение тарифов в 2014 году будет минимальным за последние десятилетия. Правительством Российской Федерации в целях социальной защиты граждан принято решение по формуле индексации «инфляция минус 30 %», т.е. не более 4,2%. По решению Правительства Забайкальского края роста тарифов на услуги теплоснабжения для категории потребителей «население» не будет, а по городу Чите и по городским поселениям Шерловая Гора и Приаргунск с 01 января 2014 года тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «ТГК-14» населению снижены на 4,66%. Возмещение затрат понесенных ресурсоснабжающими организациями будет производится за счет средств бюджета Забайкальского края. Как и в текущем году повышение тарифов на услуги теплоснабжения (за исключением категории потребителей «население»), водоснабжения и водоотведения, утилизации твердых бытовых отходов произойдет с 01 июля 2014 года.
В соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги возможное изменение тарифов на очередной период регулирования ограничено предельными индексами максимально возможного изменения тарифов, утвержденными Федеральной службой по тарифам.
Предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на услуги теплоснабжения на 2014 год утвержден приказом ФСТ России от 15 октября 2013 года № 191-э/2 и для Забайкальского края с 01 июля 2014 года составляет 104,2%, на услуги водоснабжения и водоотведения установлен приказом от 21 октября 2013 года № 192-э/3 и равен 105,0%.
В рамках тарифной сессии РСТ Забайкальского края принят приказ об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению с разделением на норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Вступление в силу новых нормативов запланировано на 01 июля 2014 года.
Тарифы на 2014 год сформированы исходя из вновь определенных нормативов. Изменение совокупного размера платы граждан за коммунальные услуги, определенного с учетом «новых» тарифов и нормативов потребления, не превысит 4,2%.
В 2014 году предстоит большая подготовительная работа по переходу на долгосрочное тарифное регулирование предприятий коммунального комплекса, что потребует слаженной работы органов исполнительной власти, отвечающих за инфраструктурное планирование (утверждение схем теплоснабжения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры), планирование инвестиционной деятельности (разработка и утверждение инвестиционных программ), бюджетное планирование (бюджетная ответственность органов исполнительной власти за изменение долгосрочных тарифов и/или необходимой валовой выручки регулируемых организаций).
Качество принятия решений на уровне органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Забайкальского края, связанных с планированием, предопределит условия дальнейшего развития и функционирования регулируемых организаций, в том числе и финансовую модель, и тарифные последствия.